Среда, 08.05.2024, 03:21

Радуга знаний

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Открытые уроки


СЦЕНАРИЙ УРОКА

русского языка по теме: «Написание  «ы», « и» после «ц» в словах – названиях предметов »

 ФИО учителя:      Кинчина Наталия Олеговна

Место работы:  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №41 г. Томска

Класс, УМК: 2 класс, «Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, компьютер, мультимедийный проектор, учебник: Н.А. Чуракова, Русский язык, 2 класс, нарисованные на ватмане деревья (яблоня, лимонное дерево), вырезанные из бумаги трафареты яблок и лимонов, слова – карточки, листы с критериями оценивания  работы групп.

Цель: организация  деятельности  детей по изучению орфограммы «ы», «и» после «ц» в словах – названиях предметов.

Задачи:

Предметные: научить применять  правило написания букв «ы», «и» после «ц» в корнях слов  и окончаниях слов - названий предметов.

Метапредметные:

·         Познавательные: развивать  умение сравнивать и группировать слова  по заданным признакам; отбирать из собственного опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

·         Регулятивные: развивать умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства;  умение оценивать выполненные действия.

·         Коммуникативные: формировать умение высказывать своё  предположение по способу проверки орфограммы, обосновывать высказанное предположение, задавать уточняющие вопросы.

Личностные: развивать  интерес к новому учебному материалу и способам решения, к процессу грамотного письма.

Ожидаемые результаты: дети выведут  алгоритм  проверки орфограммы «ы», «и» после  «ц» и научатся проверять написание  слов на эту орфограмму по алгоритму.

 

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

К: коммуникатив

ные

Р:регулятивные

Л: личностные

П: познаваельные

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Проверка

готовности обучающихся к уроку.

 

 

 

 

 

Создаю условия для возникновения у ученика внутренней мотивации на работу. Определяю степень вовлечённости  учащихся в учебную деятельность.

Настраиваются на урок.

Записывают ожидания от урока.

Размещают шаблоны с высказываниями  на

«деревьях».

Активные методы  обучения (приём «Фруктовый сад»).

Заранее готовлю два плаката.

На одном рисую  яблоню, на другом - лимонное дерево. Прикрепляю к доске. Обучающимся раздаю вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Предлагаю

на яблоках записать ожидания от урока, а на лимонах, если есть,  - опасения.

-Поместите шаблоны - высказывания  на деревьях.

 

Л:

самоопределение

Р: прогнозирование

К:настрой на  учебное

сотрудничество

II.Актуализация знаний

 

Цель:

тренировка мыслительных операций, фиксация затруднения.

Мотивирую  к пробному учебному действию.

Побуждаю к высказыванию своего мнения.

 

Анализируют.

Обобщают.

Фиксируют выводы во внешней речи.

 

 

На доске слова:

Цирк            Огурцы

Циркуль      Скворцы

-Что общего у этих слов?

(Во всех словах есть буква «ц»; все слова-названия предметов.)

- В чём различие?

(В одних пишется  буква «ы», в других – «и»)

 

Умение слышать и разли

чать

звуки

П:

анализ,

синтез,

обобщение,

структурирова

ние знаний

III. Постановка учебной задачи

Цель:

подведение детей  к

формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

 

 

Побуждаю к высказыванию своего мнения.

Задаю вопросы по  теме урока.

Организую постановку задачи урока.

Организую уточнение следующего шага учебной деятельности. Помогаю составить план работы по изучению орфограммы.

Формулируют тему урока. Определяют границы знания-незнания.

Ставят задачи. Составляют план работы.

-Кто догадался, какая тема урока? 

-Сверим с учебником.

(у.: Русский язык, 2 класс, ч:3,

стр. 17)

-Правильно мы определили тему урока?

-Что по этой теме вы уже знаете?

-Что ещё хотите узнать?

-Какая задача стоит перед нами?

(Узнать, когда после «ц» пишется «и»,  а когда – «ы»?)

-Что для этого нужно сделать?

 

П:

самостоятельное выделение, формулирование познавательной задачи

К: умение выражать свои мысли,

планировать

учебное

сотрудничество

Р: целеполагание

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с

информацией.

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации. Формулирую задание.

Создаю

эмоциональный настрой.

 

Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи. Подвожу обучающихся к выводу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбиваются на группы.

Обсуждают. Делают выводы.

Составляют алгоритм.

Выступают по группам.

Обобщают выводы.

Сравнивают с учебником.

Оценивают свою работу в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Разбейтесь на группы.

-Попробуйте самостоятельно составить алгоритм проверки орфограммы.

Моделируем алгоритм.

- В русском языке есть слова – исключения к этому правилу.

-Прочитайте  их по учебнику.

На слайде появляются слова:

цыган

цыпочки

цыплёнок

цыкнул

цыц

- Надо добавить в алгоритм ещё пункт?

   (слова-исключения)

-Если в слове пишется «ци», то присядьте, если «цы», то поднимите руки.

(синицы, огурцы, цирк, циркуль, цыплёнок, цилиндр, цыпочки)

 

 

Знать правило,

состав слова

К:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

П:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждения,

выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.

Р:  

определение последователь

ности промежуточных целей с учетом конечного результата, коррекция

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливаю осознанность восприятия.

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

 

Читают стихотворение.

Находят карточки – слова с пропущенными буквами из упражнения на стенах кабинета.

Размещают карточки в две колонки  на доске в зависимости от написания орфограммы.

Кто нашёл слово,

тот проговаривает запись слова по алгоритму.

На доске упражнение.

(Дети записывают  слова на  изученную орфограмму, проговаривают  алгоритм проверки вслух:

- Произношу слово

ц[ы]плёнок.

Орфограмма в корне, это слово - исключение, значит,  пишу букву «ы»,

цыплёнок, и т.д.)

Знать правило,

состав слова

 

П: умение структурировать знания 

К: умение осознанно и произвольно строить

высказывания;

 управление поведением партнера;

оценка действий партнера

Р: контроль, само

оценка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Цели: осознание каждым

обучающимся степени овладения полученных знаний.

 

 

Контролирую выполнение работы.

Осуществляю индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Организую взаимопроверку, проверку выполнения упражнения, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся.

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку, самооценку.

Кто выполнил  работу быстрее и правильно оказывают консультацион

ную помощь остальным

 

 

 

 

 

Разноуровневая дифференцированная работа.

-Выберите задание, выполните работу в тетрадях.

Проверка  выполненной работы.

Тест.

Задание 1

-Найди картинку, в названии которой надо вставить букву  «Ы».

мотоцикл, цыплёнок, циркуль

Задание 2

- Распредели картинки  в два столбика.

Задание 3

-Укажи строчку, в которой все  слова пишутся с буквой и:

 

Знать правило, состав слова

 

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль, коррекция и осознание того, что усвоено; осознание качества усвоения

Л: самоопределение

VII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания

 

Отмечаю степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

 

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось - не получилось) Оценивают конечный результат своей работы на уроке.

 

 

-Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я …»

-Оцените свою работу цветом:

желтый – выполнял быстро, самостоятельно;

синий – выполнял быстро, но допускал ошибки;

зеленый – медленно, но без ошибок;

красный – ничего не понял.

- У кого оправдались ожидания от урока?

 - Благодарю за работу.

 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Л: смыслообразова

ние

 

П: рефлексия