Воскресенье, 19.05.2024, 20:43

Радуга знаний

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дифференцированный подход в обучении младших школьников

В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план все отчетливей выдвигается становление личности младшего школьника, формирование общих способностей в соответствии с его индивидуальными способностями.

Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и способности к учению не у всех школьников одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты психические процессы, вследствие этого они начинают отставать в учебе. В то же время сильные ученики нуждаются как минимум в обеспечении оптимальных темпа продвижения в содержании изучаемого предмета и объема учебной нагрузки. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных способностей обучающихся при дифференцированном подходе.

 "Начальная школа XXI века” дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников. «При таком подходе каждый из детей может работать в собственном темпе и в то же время,  ориентируясь на одноклассников, способен ускорять его».[2,7]

«При практическом исследовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Это обусловлено тем, что индивидуальные особенности учеников имеют не только различные, но и сходные стороны. Поэтому естественным образом формируются группы учеников, обладающих примерно сходными особенностями».[3]

Группы могут формироваться по следующим критериям:

·        результаты педагогической диагностики;

·        уровень развития, индивидуальные особенности психических процессов;

·        сформированность компонентов учебной деятельности (принятие учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решений, контроль и самоконтроль);

·        результаты самостоятельных, контрольных работ;

·        выбор самого ребенка (с кем бы он хотел работать).

Я продумываю методику дифференциации на каждом этапе урока.

Урок

Организация дифференцированной работы

Этап

Название

I

Актуализация знаний

1.                      Создание проблемной ситуации.

2.                      Самостоятельное определение учениками причин затруднения.

3.                      Определение детьми  темы урока, выдвижение  гипотез по решению проблемы.

4.                      Разделение учеников на группы, каждая их которых делает выводы.

5.                      Сравнивание выводов всех групп.

II

Постановка проблемы

III

Открытие нового знания

IV

Первичное закрепление

1.                      Групповая работа (предлагаются задания по уровню трудности).

2.                      Работа в парах.

3.                      Индивидуальная работа

Каждая группа, выполнив задание, сообщает о проделанной работе. Проверка, взаимопроверка работ.

V

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа по выбору

VI

Рефлексия

Продолжи фразу: "Я сегодня на уроке…”

VII

Итог. Д/з

Самооценка детьми собственной деятельности.

- Оцени свою работу цветом:

желтый – выполнял быстро, самостоятельно;

синий – выполнял быстро, но допускал ошибки;

зеленый – медленно, но без ошибок;

красный – ничего не понял.

«При организации индивидуального подхода в процессе обучения, можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему».[1,25] Для этого использую в своей работе упражнения, предложенные в учебнике и рабочих тетрадях. Большое количество упражнений в рамках одного урока облегчает работу учителя  по выбору заданий для групп,  предоставляет возможность дать различно успевающим ученикам, те виды упражнений, которые при изучении материала будут необходимы именно им.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. «Ученикам приходится применять знания в измененной или незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (создавать новые задания, сочинения)»[1,67] В процессе работы школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Дифференцированная работа чаще всего организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем обученности предлагаются  репродуктивные задания, а со средним и с высоким – творческие.

Однако можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – в новой.

Например, тема "Текст.[4]

I

II

III

Спиши рассказ

Закончи рассказ

Сочини свой рассказ

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

По трудности можно выделить 3 типа заданий:

«1. Задания, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий.

2. Задания, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях.

3. Задания, выполнение которых требует поиска новых  способов действий.»[1,99]

Учащимся предлагаются задания с возрастающей трудностью, которые решаются последовательно. Если ребенок не смог справиться с каким-либо заданием, то он должен объяснить, что вызвало затруднение. Это позволяет скорректировать обучающую деятельность относительно каждого школьника.

Например, русский язык, 2 класс, тема "Учимся писать суффиксы –ек-, -ик-"[4,]

I

II

III

Спиши.

Объясни написание суффиксов в словах:

шарик, садик, лесочек, часочек.

Выбери, какой суффикс нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением:

мяч, дождь, блинок, листок. Докажи.

Придумай и запиши по 10 слов на суффиксы: –ик-, -ек-.

Или русский язык, 3 класс, тема: "Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц ”.[5,]

I

II

III

Распредели слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй – с безударными.

Кирпич…м, сердц..м, лапш…й, пшениц…й.

Образуй форму творительного падежа:

Калач, малыш, Наташа, душ, роща.

Распредели  слова в 2 столбика в зависимости от места орфограммы в слове:

Меч..м, ш…потом, ш…рохом, ш…рсткой, циркач…м, еж…м, ж…лудем, чертеж…м, крыж…внико, свеч…й.

Дифференциация учебных заданий по объему:

«Такой способ дифференциации предполагает, что все учащиеся  получают достаточно большой объем однотипных заданий. В зависимости от знаний детей или от темпа выполнения упражнений выдается различное количество заданий, при этом определяется обязательный объем, а за каждое дополнительное начисляются баллы».[1,107] В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также  не связанные по содержанию с основным, например  из других разделов программы, нестандартные задания или на  смекалку.

На практике дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно лишь  тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей, потребностей, интересов, уровня подготовки, особенностей познавательных процессов. Только в этом случае можно создать оптимальные условия для овладения младшими школьниками знаниями, умениями и навыками, а главное – учебной деятельностью.

Дифференцированный подход к  обучению в начальной школе является одним из наиболее важных условий успешности обучения и воспитания. «Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательного процесса, постоянное варьирование его методов и организационных форм с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.»[3] Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.


Литература

1.        Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе: учебно- методическое пособие. -Майкоп: изд-во АГУ, 2007. – 174 с.

2.        Проект "Начальная школа XXI века”. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена начальной школы. М: Вентана-Графф, 2000.- 58 с.

3.        Загребельная С.В. "Внутриклассная дифференциация процесса обучения младших школьников”// Образование и общество.-2006.-№2.[Электронный ресурс]- Режим доступа :URL: http://www.jeducation.ru/2_2006/54.html

4.        Иванов С.В. Русский язык: учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: ч.2 – М: Вентана-Графф, 2011.-

5.        Иванов С.В. Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: ч.2 – М: Вентана-Графф, 2012.

Категория: Мои статьи | Добавил: КинчинаНаталия (17.12.2013)
Просмотров: 1994 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: