Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового стандарта, предполагает проведение уроков
нового типа. Теперь учитель на каждом этапе урока должен критически относиться к подбору форм,
методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как
главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и
учащихся на уроке.
Новые
стандарты требуют обновления и методической системы, в том числе и подходов к
планированию урока. На смену конспекту урока приходит технологическая карта
урока.
Разработчики технологической
карты урока дают такое определение - это
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать
урок по выбранным учителем параметрам. [1]
Но
по данным опроса, проведённого в нашей школе, только 17 % учителей используют
технологическую карту при подготовке к уроку, остальные – конспект урока.
Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта?
В традиционном плане расписана в
основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его
педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает
видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока,
педагогического взаимодействия между участниками процесса. Такая подача
позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате — всё перед глазами учителя.[1]
Задача технологической
карты – отразить
деятельностный подход в
обучении.
Единой,
устоявшейся формы технологической карты пока не существует.[2] На мой взгляд,
лучше всего отражает параметры системно-деятельностного обучения
следующая структура карты:
Технология
проведения
|
Деятельность
учителя
|
Деятель
ность
учеников
|
Задания для учащихся,
для достижения заплани
рованных результатов
|
Планируемые результаты
|
Пред
мет
ные
|
УУД
|
I.
Мотивация к учебной деятельности
Цель:
создание учебного настроя на деятельность.
|
|
|
|
|
|
II.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация
затруднения.
|
|
|
|
|
|
III.
Постановка учебной задачи
Цель:
подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление
плана работы.
|
|
|
|
|
|
IV.
Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на
проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа
действия с информацией.
|
|
|
|
|
|
V.Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
|
|
|
|
|
|
VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
|
|
|
|
|
|
VII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового
знания.
|
|
|
|
|
|
Этапы работы над
технологической картой:
1.
Определение
типа и места урока в изучаемой теме.
2.
Формулирование
деятельностной цели урока.
3.
Обозначение
этапов урока в соответствии с его типом.
4.
Формулирование
цели каждого этапа урока.
5.
Подбор
заданий для
учащихся, выполнение которых приведет к достижению
запланированных результатов
6.
Определение
результатов каждого этапа (предметные, УУД).
7.
Выбор
форм работы на уроке.
8.
Разработка
характеристики деятельности учителя и ученика.
Использование технологической карты
позволит учителю:
·
реализовать планируемые
результаты ФГОС второго поколения;
·
системно формировать у учащихся
универсальные учебные действия;
·
проектировать свою деятельность
на урок, четверть, полугодие, год посредством перехода от
поурочного планирования к проектированию темы;
·
на практике реализовать
межпредметные связи;
·
выполнять диагностику достижения планируемых
результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
·
отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников;
·
повысить
качество обучения.
Литература
1.
Мороз
Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.
– Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2006.-28с.
2.
И.М.
Логинова, Г. Л. Копотева «Конструирование технологической карты урока в
соответствии с требованиями ФГОС»/ «Управление начальной школой» №12, 2011г.-
13с