Воскресенье, 19.05.2024, 22:23

Радуга знаний

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технологическая карта – способ проектирования урока в системно-деятельностном подходе

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового  стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Теперь учитель на каждом этапе урока  должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке.

Новые стандарты требуют обновления и методической системы, в том числе и подходов к планированию урока. На смену конспекту урока приходит технологическая карта урока.

Разработчики технологической карты урока дают такое определение  - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. [1]

Но по данным опроса, проведённого в нашей школе, только 17 % учителей используют технологическую карту при подготовке к уроку, остальные – конспект урока.

Чем технологическая карта  отличается от традиционного конспекта?

В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока, педагогического взаимодействия между участниками процесса. Такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока.  В результате —  всё перед глазами учителя.[1]

Задача технологической карты  – отразить  деятельностный подход  в обучении.

Единой, устоявшейся формы технологической карты пока не существует.[2] На мой взгляд, лучше всего отражает параметры системно-деятельностного  обучения   следующая структура карты:

Технология проведения

Деятельность

учителя

 

Деятель

ность

учеников

Задания для учащихся,

для достижения заплани

рованных результатов

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

 

 

 

 

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

 

 

 

 

 

III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

 

 

 

 

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

 

 

 

 

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

 

 

 

 

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

 

 

 

 

 

Этапы работы над технологической картой:

1.                Определение типа и места  урока в изучаемой теме.

2.                Формулирование деятельностной  цели урока.

3.                Обозначение этапов урока в соответствии с его типом.

4.                Формулирование  цели каждого этапа урока.

5.                Подбор заданий для учащихся, выполнение которых приведет к                         достижению запланированных результатов

6.                Определение  результатов каждого этапа (предметные, УУД).

7.                Выбор форм  работы на уроке.

8.                Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Использование технологической  карты  позволит учителю:

·                   реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

·                   системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·                   проектировать свою деятельность на урок, четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·                   на практике реализовать межпредметные связи;

·                   выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

·                   отследить  свою деятельность и ожидаемые действия учеников;

·                   повысить качество обучения. 


 

Литература

1.                Мороз Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2006.-28с.

2.                И.М. Логинова, Г. Л. Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»/ «Управление начальной школой» №12, 2011г.- 13с

Категория: Мои статьи | Добавил: КинчинаНаталия (17.12.2013)
Просмотров: 3535 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: